
Монополия Google в поиске наконец-то столкнулась с серьезным вызовом со стороны Министерства юстиции США. Поздно вечером ведомство предложило радикальные меры по разрушению доминирования Google, и, как можно предположить, компания этим недовольна.
Помимо ожидаемых требований — таких как обязательное деление данными поиска с конкурентами, ограничение соглашений с браузерами типа Firefox и производителями устройств вроде Apple, а также возможное отделение Chrome или Android — Минюст предложил меры, чтобы не дать Google блокировать конкуренцию в развивающейся индустрии поиска. Эти дополнительные шаги угрожают позиции Google в зарождающемся мире AI-поиска.
Это лишь первый шаг на этапе разработки мер, но Google уже проявляет сопротивление как ожидаемым, так и неожиданным предложениям Минюста. В блоге вице-президента по регуляторным вопросам Google Ли-Энн Малхолланд компания обвинила Минюст в «превышении полномочий», заявив, что предлагаемые меры «радикальны» и «значительно выходят за рамки конкретных юридических вопросов этого дела».
Теперь начнется сбор доказательств: Минюст будет обосновывать расширение предлагаемых мер, а Google будет стремиться их сузить. После этого Минюст представит свой окончательный вердикт в ноябре, который должен быть полностью пересмотрен к марту 2025 года, чтобы суд мог вынести решение.
Однако процесс вряд ли завершится даже тогда, так как Google планирует обжаловать решение. В августе представитель Mozilla сообщил Ars, что судебный процесс может затянуться на годы, прежде чем меры будут приняты.
В это время Google планирует продолжать расширять свою поисковую империю, заявил в августе президент по глобальным вопросам Google Кент Уокер. Предположительно, это включает инновации в AI-поиске, которые Минюст опасается могут еще больше укрепить монополию Google.
В этот период внимание к каждому шагу Google в AI-индустрии, вероятно, усилится. Поскольку Google уже начал искать эксклюзивные AI-сделки с компаниями вроде Apple, он рискует показаться вовлеченным в те же антиконкурентные действия, которые суд уже осудил. Такое впечатление может повлиять на предписанные меры и ослабить шансы Google на успех в апелляции, заявил антимонопольный юрист Ли Хепнер из American Economic Liberties Project.
Прекращение монополии Google начинается с отмены соглашений по умолчанию
В предложенной Минюстом структуре мер говорится, что предстоит еще многое обдумать, поэтому ведомство оставляет за собой «право добавлять или удалять потенциальные предлагаемые меры». В процессе сбора доказательств Минюст планирует привлекать экспертов и заинтересованные стороны, чтобы узнать о рынках и возможных мерах в других юрисдикциях.
«Чтобы эти меры были эффективными, они должны включать некоторую степень гибкости, поскольку рыночные изменения не всегда легко предсказать», — заявили в Минюсте.
В конечном счете, любые меры должны быть «взаимно усиливающими» и работать над «освобождением» текущей монополии Google в поиске и рекламе. Это включает устранение барьеров для конкуренции — таких как соглашения о распространении — а также лишение Google монопольной прибыли и предотвращение монополизации связанных рынков в будущем.
Любые усилия по разрушению монополии Google начинаются с прекращения контроля компании над «наиболее популярными каналами распространения», заявили в Минюсте. Во время судебного процесса свидетель случайно упомянул, что Apple получает 36% от сделки с Google для Safari. Такие выгодные соглашения по умолчанию оставляют конкурентам «мало стимулов конкурировать за пользователей».
«Полное устранение этих вредов требует не только прекращения контроля Google над распространением сегодня, но и обеспечения того, чтобы Google не мог контролировать распространение в будущем», — предупредил Минюст.
Чтобы разрушить этот ключевой элемент, поддерживающий монополию Google, варианты включают прекращение соглашений по умолчанию полностью, что «ограничит или запретит соглашения по умолчанию, предустановленные соглашения и другие соглашения о разделении доходов, связанные с поиском и поисковыми продуктами».
Разделение может быть необходимо
Поведенческие и структурные меры также могут потребоваться, предложил Минюст, чтобы «предотвратить использование Google таких продуктов, как Chrome, Play и Android, для продвижения Google Search и связанных функций — включая AI — над конкурентами». Это может означать отделение браузера Chrome или ограничение Google от предустановки своей поисковой системы по умолчанию.
В своем блоге Малхолланд признала, что «это дело касается договоров о распространении поиска», но заявила, что «чрезмерные ограничения на договоры о распространении» создадут трудности для пользователей и «снизят доход для компаний, таких как Mozilla», а также производителей Android-устройств.
Mozilla ответила, что внимательно следит за процессом и остается приверженной конкуренции и выбору в поиске. Firefox продолжает предлагать ряд вариантов поиска, и компания стремится обслуживать предпочтения пользователей, способствуя конкурентному рынку.
Малхолланд также предупредила, что «разделение» Chrome или Android от Google «сломает их» и потенциально «повысит стоимость устройств», потому что «мало какие компании смогут или захотят сохранять их в открытом доступе или инвестировать в них на том же уровне».
«Мы инвестировали миллиарды долларов в Chrome и Android», — написала она. «Chrome — это безопасный, быстрый и бесплатный браузер, а его открытый исходный код служит основой для множества конкурирующих браузеров. Android — это безопасная, инновационная и бесплатная ОС с открытым исходным кодом, которая создала огромный выбор на рынке смартфонов».
Google утверждает, что его инвестиции в проекты с открытым исходным кодом Chrome и Android приносят пользу разработчикам и пользователям, которые пострадают, если эти усилия потеряют финансирование.
«Функции как Safe Browsing в Chrome, безопасность Android и Play Protect получают выгоду от нашего опыта в обнаружении угроз», — добавила Малхолланд. «Отделение Chrome и Android поставит под угрозу безопасность и усложнит исправление ошибок».
Хепнер считает, что Android может процветать самостоятельно, и процесс сбора доказательств прояснит, что произойдет при отделении продуктов Google.
Малхолланд также заявила, что обмен данными поиска с конкурентами подвергнет пользователей рискам конфиденциальности, но Минюст пообещал учитывать эти опасения, отличая «подлинные опасения по поводу конфиденциальности» от «надуманных аргументов».
Одним из способов обойти эти опасения, предложил Минюст, было бы запретить Google собирать чувствительные данные, которые не могут быть переданы конкурентам.
Наконец, чтобы остановить Google от взимания сверхконкурентных цен за рекламу, Минюст рассматривает меры, такие как лицензирование или распространение рекламного потока Google независимо от результатов поиска. Кроме того, могут потребоваться более подробные отчеты о поисковых запросах и аукционах рекламы.
Заинтересованные стороны разделились во мнениях о предложениях Минюста. Мэтт Шруерс из Computer & Communications Industry Association раскритиковал «сборную солянку» мер, заявив, что они выходят «далеко за пределы» необходимого.
«Любая мера должна быть узко направлена на решение конкретного поведения, которое в данном случае было договорами о распространении поиска», — сказал он. «Вместо этого предложенные меры изменят множество отраслей и продуктов, что навредит потребителям и инновациям».
Но Камил Базбаз из DuckDuckGo похвалил структуру Минюста за то, что она «привязана к решению суда» и достаточно широкая. «Это предложение умно нацелено на разрушение незаконной монополии Google сейчас и открывает новую эру конкуренции», — сказал он.
Базбаз ожидает, что «Google будет использовать все ресурсы, чтобы дискредитировать это предложение», что является признаком того, что структура может создать реальную конкуренцию.
AI-сделки могут ослабить апелляцию Google, считает эксперт
Google особенно обеспокоен настойчивостью Минюста, что меры должны быть направлены в будущее и предотвратить использование монополии Google для развития AI-функций.
По мнению Google, попытка Минюста атаковать бизнес компании в AI «происходит в то время, когда конкуренция в том, как люди находят информацию, расцветает».
Но Минюст предупредил, что монополия Google в поиске, подпитывающая AI-функции, «является новым барьером для конкуренции и рискует еще больше закрепить доминирование Google».
Минюст взвешивал жалобы владельцев сайтов, которые не могут блокировать Google от сбора данных для AI-обучения, потому что тот же бот индексирует их контент для поиска. Эти владельцы имеют «мало выбора», кроме как разрешить обучение AI, иначе они потеряют трафик из поиска Google.
Меры правовой защиты могут это изменить. Минюст рассматривает меры, которые запретят Google использовать практики для подрыва доступа конкурентов к веб-контенту и позволят сайтам, сканируемым для поиска, отказываться от обучения или отображения в AI-продуктах Google.
Хепнер отметил, что «не удивительно», что меры охватывают поиск и AI, поскольку «в основе монопольной власти Google лежит его огромный масштаб и доступ к данным».
Минюст также рассматривает контроль за использованием Google масштаба для поддержки AI-рекламы, чтобы прекратить сверхконкурентные цены на рекламу.
Важно думать о будущем, заявил Минюст, потому что «антиконкурентное поведение Google привело к вредам, представляющим сложности на развивающихся рынках».
Google не согласен с этим «превышением полномочий правительства». «Подрыв AI-инструментов Google рискует сдержать американские инновации в критический момент», — предупредила Малхолланд.
Хепнер считает, что структура Минюста «соответствует императиву лишить Google монопольного контроля над рынком поиска и рекламы».
Чтобы обеспечить соблюдение мер, Минюст рекомендовал «защиты от обхода и возмездия», включая мониторинг действий Google. Компания может быть обязана финансировать технический комитет и сохранять больше записей, включая чаты.
Если Google будет признан несоблюдающим меры, Минюст рассматривает «ряд положений», включая более жесткие меры или продление периодов соблюдения.
По мере продолжения процесса до весны, за которым последует апелляция Google, Хепнер предположил, что Минюст может бороться за внедрение мер до завершения апелляции. Google, вероятно, будет стремиться к отсрочке.
Пока процесс затягивается, Google уже пытается заключить новое соглашение по умолчанию с Apple, похожее на спорные соглашения в основе процесса о монополии Google. В марте Apple начала рассматривать использование Google Gemini для эксклюзивных AI-функций для iPhone.
«Это то же антиконкурентное поведение, за которое их признали ответственными», — сказал Хепнер, предполагая, что это может «ослабить» позиции Google как в отношении мер Минюста, так и в апелляции.